Главная / Разное / Персоны / Wildberries. Как за два года из учителя стать миллиардером.

Wildberries. Как за два года из учителя стать миллиардером.

Залог развития — в улучшении сервиса и оптимизации расходов. Такая философия бизнеса у Татьяны Бакальчук, генерального директора компании «Wildberries». Однако в истории успеха этой self-made woman не всё так однозначно, как подаётся со страниц глянцевых журналов. Так как же бывшей преподавательнице английского удалось за несколько лет стать самой богатой женщиной-миллиардером в России?

Факты из биографии

Девичья фамилия Татьяны Владимировны Бакальчук — Ким. Кореянка российского происхождения родилась в Подмосковье в 1975 году. Училась в газопроводской средней школе, потом поступила в институт в Москве на преподавателя английского. На последних курсах вуза стала подрабатывать репетиторством.

Муж Татьяны — Владислав Бакальчук. В конце 90-ых годов у него был собственный бизнес по торговле компьютерной техникой. В начале 2000-ых он совместно с партнёром запустил московского интернет-провайдера ООО «Универсальные технологии». Спустя четыре года работы выручка компании составляла порядка 30 млн рублей, при этом чистой прибыли было более 1,2 млн рублей.

Татьяна Бакальчук преподавала и была репетитором вплоть до рождения первенца. После задумалась о собственном бизнесе, который можно было бы совмещать с декретом.

Как заработала деньги

Официальная версия

Бакальчук открыла интернет-магазин одежды и обуви. Есть информация, что изначально Татьяна Владимировна хотела сотрудничать с разными дистрибьюторами иностранных брендов, но у семьи не было возможности платить им предоплату. Поэтому она стала агентом всего двух немецких фирм: «Quelle» и «Otto». Покупатели заказывали одежду в режиме онлайн на сайте «Wildberries», домен которого был зарегистрирован на Татьяну, как на частное лицо. За посредничество Бакальчук получала агентскую плату.

В то время в России действовали несколько онлайн магазинов, однако в «Вайлдберриз» не брали предоплату с московских клиентов.

Первым складом магазина стала квартира Бакальчуков. Когда места перестало хватать, а количество заказов значительно увеличилось, арендовали помещение и начали нанимать сотрудников: в основном родственников и знакомых.


Альтернативная версия

Информация о начале предпринимательского пути Татьяны Бакальчук в разных источниках отличается. Страницы глянца утверждают одно, независимые источники — другое. В статьях журнала Forbes пишут: Татьяна открыла интернет-магазин одежды буквально с нуля, не имея никаких дополнительных источников дохода. Тут сразу возникает вопрос: а как же супруг Владислав и его доходный компьютерно-провайдерский бизнес? Кстати, даже сайт магазина «Wildberries» разрабатывала веб-студия «UT Design», которая входила в состав ООО «Универсальные технологии» (UTech).

В 2006 году Владислав Бакальчук и его партнёр продали провайдера компании «NetByNet». Цифры по сделке озвучивались разные: от $7,5 млн до почти $10 млн — пишет The Bell. Однако, как утверждает семейная пара, в развитие «Wildberries» они не вложили ни копейки от прибыльной сделки.
Компания Wildberries
До того, как продать фирму UTech, Владислав познакомился с Сергеем Ануфриевым, который присоединился к семейному бизнесу с интернет-магазином и стал помогать в его развитии. Есть информация, что именно за его инвестиции Бакальчуки арендовали большой склад под нужды магазина и расширили штат сотрудников.

Ануфриев вошёл в компанию Владислава и Татьяны, заняв пост главы службы безопасности. В его ведении также были курьерская служба и логистика. Владислав отвечал за IT-направление, а Татьяна взяла на себя коммерческую сторону дела. Ассортимент и поставщики тоже были на ней.

В ноябре 2006 года компания «Otto» скооперировались с российской «ППЕ Группой», которая на тот момент лидировала по каталог-продажам. Магазин «Wildberries» практически остался не у дел. Но Бакальчуки быстро поменяли стратегию и стали заключать прямые контракты с иностранными брендами, расширяя ассортимент продукции. Среди крупных поставщиков магазина были такие марки, как Tom Tailor, s’Oliver, Tom Farr. С 2008 года на сайте появилась вкладка бренда Adidas.

Новшеством «Wildberries» стала примерка товара перед покупкой. Можно было заказать несколько вариантов одежды, примерить и вернуть курьеру то, что не подошло.

В 2008 году интернет-магазин уже принимал порядка 1000 заказов в день. Это было первым рекордом стартапа Бакальчуков. С 2010 года «Wildberries» начал открывать в Москве пункты самовывоза с примерочными. В 2011-ом в интернет-магазине ежедневно заказывали товары более 18 000 человек. Пункты выдачи товаров появились в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Ассортимент сайта пополнился электроникой, бытовой техникой, автоаксессуарами. В 2012 году выручка компании насчитывала $290 млн.

Сейчас «Wildberries» — онлайн-гипермаркет. Сайт каждый день посещает порядка 2 млн человек. Количество заказов выросло до 300 тыс в сутки (в декабре 2019 ежедневно оформлялось до 750 тыс заказов). Доставка работает не только по России, но и по Казахстану, Киргизии, Армении, Белоруссии, Украине, Польше, Словакии, Израилю и Германии.

Обороты «Wildberries» продолжают расти. Очередной скачок продаж зарегистрировали на фоне пандемии. В 2020 году магазин реализовал товаров на 437,2 млрд руб. Число производителей-партнёров ритейлера выросло до 91 000. Чаще всего посредством сервиса заказывают одежду и детские товары.

Лидер рейтинга Forbes

В 2018 году Татьяна Бакальчук впервые попала в список самых богатых российских бизнесменов. В рейтинге Forbes её состояние тогда оценивалось в $600 млн. В 2019-ом она стала второй (после Елены Батуриной) россиянкой-миллиардером. Предпринимательница также возглавила список self-made россиянок, включающий женщин, которые добились значительных успехов самостоятельно, без миллионного наследства или доли от развода.

Батурина и Бакальчук продолжают бороться за право называться самой богатой бизнесвумен России: Татьяна обошла Елену в феврале 2020 года, в апреле вдова Лужкова вернула себе титул, а в марте 2021 года состояние Бакальчук оценили в 14,5 млрд долларов, и она снова обошла соперницу.